Совсем недавно в СМИ распространились слухи о возможной продаже зданий железнодорожных вокзалов, которые до сих пор использовались или по крайней мере принадлежали Эстонской железной дороге. Эти слухи породили дискуссию о правильности данного решения и возможностях эксплуатирования этих зданий в будущем. Ведь, если сделка состоится, новый владелец сам будет решать, что делать со своей “покупкой”: снести железнодорожную станцию за ненадобностью, построить что-то новое или использовать старое здание в иных целях.

Железнодорожные станции Эстонии, как и другие вокзальные пристройки, во многом уникальны с архитектурной точки зрения. Какие-то из них сейчас приспособлены под современные нужды железной дороги (Тарту), какие-то отреставрированы, но не используются (Хаапсалу) или реконструированы под жилые помещения (Саку, Сурью). К счастью, есть железнодорожные станции, которые находятся под защитой государства и считаются памятники архитектуры начала XX века.

Тем не менее, большинство сохранившихся и еще пригодных для использования вокзальных зданий Эстонии, к сожалению, заброшены. Местные муниципалитеты совсем не заинтересованы в сохранении этих строений. А, как известно, если за историческим зданием не ухаживать и его не использовать, оно в конечном итоге разваливается и разрушается. Чтобы этого не произошло, нужно составить общую концепцию по спасению старых железнодорожных станций. Вот несколько возможных вариантов:

* Вокзальные здания — маяки будущего в сельской местности.

Железнодорожная сеть Эстонии складывалась в течение 50 лет в конце XIX — начале XX веков. К счастью, она в точности не повторила те основные дорожные маршруты, которые столетиями использовались местными жителями. Сегодня же, путешествую на электричках по Эстонии, можно увидеть очень много интересных объектов, которых не заметишь из окна машины или автобуса на оживленных дорогах страны. Многие ли из вас сворачивают с трассы, чтобы посмотреть старинное здание вокзала? Хотя подъезды к каждой станции есть и до них, при желании, можно легко добраться. Таким образом, можно было бы составить интересный маршрут, по которому до главных объектов — железнодорожных станций — можно было бы легко добраться как на электричке, так и на машине.

* Вокзальные здания можно было бы использовать в туристических целях.

В наши дни делается довольно много для оживления туризма и создания инфраструктуры за пределами Таллинна. К счастью, Эстония все больше становится известна как страна с невероятным природным наследием, где (еще) на лоне природы и в сельской глуши можно отдохнуть душой и телом и где (еще) нет такого бешеного темпа, как во многих других частях урбанизированного мира. Как это ни парадоксально, но заброшенные железнодорожные здания нашли бы применения именно в этой сфере — их можно было бы использовать как гостиницы или дома отдыха для тех путешественников, которые ищут тишины и спокойствия. Конечно, здания подверглись бы небольшим изменениям, так как их надо было бы приспособить под современные нужды — но это минимальные потери по сравнению с вариантом их медленного, но верного разрушения. Для реализации этого плана нужна поддержка как государства, так и всевозможных европейских инвестиционных организаций, которые сочли бы эту идею интересной.

О чем разговор?

В идеале, при тесном сотрудничестве государства с местными самоуправлениями, представителями бизнеса и некоммерческих организаций, большинство старых вокзальных станций могли бы стать туристическими инфоцентрами, музейными или развлекательными комплексами, гостиницами или домами отдыха, которые были бы открыты для посетителей круглый год в рамках единого проекта. Можно было бы сдавать там в аренду велосипеды, раздавать карты, предлагать отдых или ночлег — здания бы зажили новой жизнью, став еще одной достопримечательностью Эстонии.

Переоборудованные под современные нужны бывшие вокзальные здания могли бы предлагать ряд услуг и для жителей ближайших населенных пунктов — например, быть местом, где можно было бы проводить мастер-классы, ярмарки, семинары, концерты или выставки.

Можно было бы составить туристическую карту старых железнодорожных станций, проложить специальный маршрут, по которому путешественники могли бы ездить на близкие и дальние расстояния от одного здания к другому: где-то бы они брали велосипед в аренду, где-то обедали, а где-то и ночевали.

Кто этим всем займется?

Конечно, все планы — пока только планы и идеи. Воспроизвести их в жизнь довольно сложно. Во-первых, нужно составить точный список всех имеющихся в Эстонии вокзальных зданий. Оценить их реальное состояние и возможные затраты на ремонт. Потом нужно составить пилотный проект и начать его реализацию с какого-то определенного района. Очень важно с самого начало заинтересовать этим правительство, представителей эстонских железных дорог, Elron и EAS, чтобы местные самоуправления почувствовали поддержку этих организаций и смогли бы найти источники финансирования. Было бы вполне естественным, чтобы основная финансовая помощь поступала бы от государства, хотя возможна также первоначальная материальная поддержка со стороны всевозможных фондов Европейского Союза. Все же дальнейшие расходы на техническое обслуживание были бы разделены между муниципалитетами и частным сектором. В-третьих, надо обязательно заручиться поддержкой различных туристических организаций и RMK, которые бы начали развивать и рекламировать этот проект.

Если бы это все получилось, мы смогли бы не только сохранить уникальные железнодорожные здания, но, в свою очередь, создать в сельской местности сотни новых рабочих мест. При правильном подходе к рекламе, к новому необычному маршруту можно было бы привлечь тысячи туристов как из Эстонии, так и из других государств, чтобы показать нашу страну с совершенно новой стороны. Реализация этого плана определенно дала бы новый толчок в развитии внутреннего туризма, принесла бы дополнительный доход сельскому населению, увеличило бы количество туристов, путешествующих по Эстонии на поезде — Elron смог бы купить еще одну “морковку”.

Краткая история Эстонской железной дороги.


История эстонской железной дороги и всех местных вокзальных зданий начинается с открытия в 1870 году Балтийской железнодорожной ветки Балтийский порт (Палдиски)-Ревель-Гатчина.

В соответствии с имперскими стандартами строительства железных дорог, все вокзальные станции были разделены на пять классов в зависимости от их важности и плотности движения. В царской России было принято строить вокзал II категории важности через каждые 70-100 верст (1 верста — 1,067 км), а самой низшей I категории — через каждые 20-30 верст. На участке же между самыми главными железнодорожными станциями V класса строили пару вокзальных помещений IV класса, а между ними, в свою очередь, появлялось много промежуточных станций III класса. При строительстве учитывалось расстояние до ближайших населенных пунктов, а также количество человек, проживающих в той или иной местности. Кроме того, в дополнение к зданиям вокзала на крупных железнодорожных станциях строились ремонтные мастерские, кузницы, склады, водонапорные башни и жилые постройки. Последние до сих пор используются во многих крупных поселках или городах.

Во всех вокзалах III класса (например, в Палдиски) должны были быть комнаты ожидания для пассажиров I и II классов, отдельное помещение для женщин и буфет. Редко, но бывали исключения — например, в Кейла на вокзале более высокого IV класса отсутствовали комнаты для дам и обеденная зона. Вокзальная мебель, как правило, были из дуба или мрамора. Сами здания были богато украшены лепниной, арками, зеркалами или мозаикой. На первом этаже находились залы ожидания и служебные помещения (телеграф и кабинет смотрителя), на втором — жилые помещения работников железнодорожной станции. Залы ожидания были разделены между собой просторным вестибюлем, где можно было оформить багаж и купить билет. На вокзалах III категории для пассажиров I и II классов в комнате ожидания были размещены удобные диваны, а в другой стороне от вестибюля, где в зале ожидания коротали время пассажиры III класса были установлены деревянные скамейки.

При первой Эстонской Республике вся страна была полностью покрыта сетью железных дорог. Поселки вблизи железнодорожных станций процветали, люди старались поселиться рядом, так как можно было легко найти работу. Сейчас же исчезают не только некогда популярные железнодорожные линии, но и сами вокзальные помещения. Еще можно спасти ситуацию, но времени до полного разрушения этих уникальных зданий остается совсем немного.

Поделиться
Комментарии