В одном из сюжетов вышедшей в воскресенье в эфир передачи Уилкинсон, работавший до весны 2014 года руководителем эстонского подразделения Danske Bank Markets, говорит о том, как к нему пришло осознание того, что самым доходным бизнесом эстонского отделения банка является обмен имеющих подозрительное происхождение российских рублей на американские доллары.

”Клиенты звонили каждое утро и просили: ”Хочу продать 20 миллионов рублей и купить доллары США”. Мы называли им цену, и они получали доллары. В принципе, это и было в основном то, чем мы занимались”.

В самой подобной деятельности нет ничего незаконного, но, по словам Уилкинса, у банка есть обязанность проверять, чистые ли это деньги, и куда они движутся дальше. ”По всей видимости, это не делалось”, — утверждает работник Danske bank.

В ответ на уточняющий вопрос ведущего программы Стива Крофта — уходили ли деньги из банка уже не следующий день? — Уилкинсон усмехнулся: ”На следующий день? Вы считаете, что это работает так медленно?”

По его утверждению, сотрудники не выясняли никакой подноготной клиентов. ”Клиенты звонили каждый день, они продавали свои рубли за доллары, мы этим и ограничивались. Мы не видели, куда шли деньги”.

Уилкинсона заверили, что в банке всех зарубежных клиентов проверяет специальная комиссия. То, что это не соответствует действительности, банковский работник открыл для себя случайно, когда коллега попросил у него помощи в связи с одним клиентом.

Этим клиентом была фирма Lantana Trade LLP, настоящим собственником которой считается ФСБ и двоюродный брат Владимира Путина — Игорь Путин.

”Мне как британцу для поиска финансовой информации о компании самым очевидным представляется открытый регистр. Выяснилось, что это была (для других работников) какая-то ракетная наука, и никто никогда этим не занимался”, — иронизирует Уилкинсон.

”Я заплатил один фунт и получил финансовые отчеты предприятия. Они были странными, потому что указывали на то, что речь идет о недействующей фирме”, — рассказывает Уилкинсон. Банковский служащий утверждает, что из банка через Lantana деньги шли в темпе 20 миллионов в день.

Адрес фирмы был в одном офисном здании в Северном Лондоне, где были зарегистрированы еще по меньшей мере 64 полочных фирмы, у которых счета были в эстонском филиале Danske, а связи — в экзотичных местах, которые часто называют налоговым раем.

Британская фирма, имеющая счет в Эстонском банке, настоящими собственниками которой являются русские, а партнеры находятся на Сейшелах или Маршалловых островах — такая схема явно указывает на отмывание денег. Уилкинсон сообщил о своих подозрениях работникам, занимающимся российскими счетами, но они утверждали, что всё дело просто в ошибке в бумагах. Через 13 месяцев британец услышал, что фирму Lantana попросили со своим бизнесом в другие края.

Вслед за Lantana Уилкинсон проверил и другие счета. И везде имела место та же мутная модель.

Пару недель назад прошла информация о том, что в США комиссия по надзору за ценными бумагами (SEC) платит осведомителям 10-30 процентов от штрафов, назначенных на основании полученной от информатора информации. Так как Danske использовал для международных расчетов в числе других также американские банки Bank of America и JPMorgan Chase, расследованием произошедшего занимается как SEC, так и Минюст США.

Поэтому не исключено, что Уилкинсон может получить огромную сумму, ведь штрафы достигают в таких случаях сотен миллионов долларов.

”В декабре 2013 года мне и в голову не приходило, что это дело может заинтересовать Минюст США или SEC, — говорит Уилкинсон. — Банк должен был сам заняться проблемой и всё уладить”.

Бывший работник Danske признает, что будет трудно выяснить, чьи конкретно деньги шли через эстонский филиал банка и куда они двигались дальше. ”И за это полностью отвечает Danske Bank”.

Уилкинсон сравнил выяснение всех деталей отмывания денег с прогулкой во время снегопада. ”Снег падает и скрывает следы. Это и сейчас возможно, но во много крат труднее. Потому что на следы насыпало много снега”.

Поделиться
Комментарии