Но это не так. Все началось намного раньше. Журналисты Eesti Ekspress пообщались с более чем 30 людьми, связанными с национальной сборной. Для многих тема неприятна. Многие просто не хотят разговаривать. Некоторые не помнят. Кто-то говорит, что ничего не помнит. Но картина жуткая. Это позорное пятно эстонского спорта.

Тренер женской сборной 1981-1992

Выпускник Тартуского университета (факультет физической культуры) Алавер однажды заявил одногруппникам, что хороший лыжник из него не получится. Недостаточно таланта, да и желания. Таким образом, он уже в 27 лет стал тренером женской сборной.

В свое время лучшая лыжница Эстонии Пирет Ниглас рассказала изданию, как Мати Алавер манипулировал ею и другими партнерами по сборной, как им вводили неизвестные вещества и как их использовали для проверки медицинских препаратов. Ниглас рассказала о больших проблемах со здоровьем (болезнь печени), но много говорить о том времени не хочет.
Известно, что свою карьеру из-за Алавера завершила Каарин Саар.

По данным Ekspress, на соревнованиях в России ее допинг-проба оказалась положительной. Как говорит бывший партнер по сборной Кадри Мадисоо, Каарин Саар за день до сборов пропала. ”Было неожиданно, она много тренировалась, а потом решила не выходить на снег”. Саар от комментариев отказалась.

Проблемы с печенью были не только у Ниглас, но и у Керстин Крууда. Ее и Ниглас тренер иногда называл ”две печеночно недостаточных”. В 1989 году Крууда завершила карьеру.

Тренер по лыжному кроссу 1992-2011

Затем Мати Алавер начал тренировать и мужскую сборную. Эти 19 лет самые яркие в его жизни. Результаты улучшились. Пять раз его выбирали лучшим тренером Эстонии. Все, что происходило в лыжном спорте, контролировал Алавер. Он стал тренировать Андруса Веэрпалу и Рауля Олле, а затем стал заниматься и с юниором Яаком Мяэ, у которого были весьма скромные результаты.

Mati Alaver Otepää MK 2017 eel

Много денег

В первой половине 2000-х эстонская лыжная сборная получила безумные деньги. Государство и Олимпийский комитет за победы выплатили Веэрпалу в общей сложности 5.9 млн крон. Алаверу, который помог и Мяэ занять призовые места, заплатили 2.45 млн крон. Но это лишь малая часть заработка.

В то время сборную рвались спонсировать крупные предприятия: EMT, Saku õlletehas, Hansapank, Tallegg, Estonian Air. Это был вопрос престижа. Известно, что после золота и серебра в США, Saku Õlletehas выплатил Веэрпалу премию в размере 800 000 крон. Hansapank перевел Веэрпалу и Алаверу 200 000 крон. Также спортсменам выплачивали стипендии в размере до 50 000 крон в месяц (средняя зарплата в Эстонии была 6000 крон).

2008

Анонимный источник, бывший член лыжной сборной заявил газете, что в то время всем, кто этого хотел, выписывали справки о наличии астмы. Конечно, астма ”оказалась”, по его словам, у Веэрпалу, Мяэ, Каи Удрас и Эери Вахтра. Эта справка позволяла употреблять лекарства от астмы, которые улучшали возможность поглощения кислорода и увеличивали мышечную емкость.

2011

Затем в крови Андруса Веэрпалу нашли допинг. Предположительно гормон роста HGH. Его дисквалифицировали на три года, так как он не сотрудничал с Антидопинговым комитетом ФИС и задержал вскрытие B-пробы.

2014

Спустя 3 года стало известно о бывшем враче сборной — Виталии Бернацком. Он заявил, что снабжал допингом целый ряд эстонских легкоатлетов.

Также в его докладе сказано о Мати Алавере, Андрусе Веэрпалу и Яаке Мяэ. Вещества, которые Бернацкий колол спортсменам, — гормон роста (генотропин) и Recormon, или эритропоэтин (EPO). Оба препарата входят с число запрещенных видов допинга.

В распоряжении издания Eesti Päevaleht, помимо опубликованных ранее, оказались счета, которые свидетельствуют о том, что тартуский врач Виталий Бернацкий приобрел в аптеке на Ратушной площади Тарту лекарственный препарат Genotropin (гормон роста) на сумму как минимум 132 000 крон.

По его собственному заявлению, делал он это ради того, чтобы заработать денег.

Team Haanja

2015

Летом стало известно, что лыжный кросс больше не самый главный вид спорта в Лыжном союзе. Деньги перечисляли и другим. Естественно, Алаверу это не нравилось и его задачей была направить деньги спонсоров его команде Team Haanja.

Финал — Зеефельд

В феврале 2019 года на зимнем чемпионате мира арестовали эстонских лыжников Кареля Таммъярва и Андреса Веэрпалу. Первый подтвердил, что с доктором Марком Шпидтом, который осуществлял переливание крови, его связал Мати Алавер.

Через три дня стало известно, что еще один член команды Team Haanja — Алго Кярп, также принимал допинг.

Как Алавер, так и Таммъярв утверждали, что никто из эстонцев больше не употребляет допинг. Они опять соврали.

На многочисленные звонки и сообщения журналистов Мати Алавер отвечать отказывается.

Поделиться
Комментарии