Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения был заключен 14 июля 2011 года. Он основан на пропорциональном принципе и распространяется на трудовые пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, социальные пенсии.

Пенсии выплачиваются раз в квартал. Их получают граждане России, Эстонии и лица без гражданства, проживающие на территории России или Эстонии. Необходимость внесения изменений в договор обусловлена тем, что за эти годы пенсионное законодательство обеих стран существенно изменилось и актуальность некоторых положений договора пора пересмотреть.

Пособие вместо пенсии

В посольстве России подтверждают, что 27–29 ноября 2018 года в Москве состоялись консультации по проекту Протокола о внесении изменений в Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения и Соглашение между Министерством труда и социальной защиты РФ и Министерством социальных дел ЭР о применении Договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года.

Не говоря о конкретных моментах, которых коснутся изменения, в посольстве сообщают, что в ходе консультаций стороны полностью обсудили проект протокола о внесении изменений в договор, договорились считать его редакцию окончательной и направить пакет документов, необходимых для его подписания, на внутригосударственное согласование. Об итогах согласования стороны проинформируют друг друга по дипломатическим каналам.

Эстонская сторона все-таки немного приоткрыла завесу тайны. Руководитель по вопросам трансграничного социального страхования отдела по делам Европейского союза и иностранного сотрудничества Министерства социальных дел Лейли Ээнло объясняет, что с эстонской стороны необходимо внести изменения в договор в связи с нашей реформой трудоспособности. Именно по этому договору выплачиваются пенсии по нетрудоспособности.

”В результате реформы в Эстонии пенсии по нетрудоспособности исчезают в том виде, в котором они есть, и на их место приходят новые, основанные на других принципах пособия на трудоспособность. Действующий договор не предусматривает выплату пособий на трудоспособность”, — рассказывает Лейли Ээнло.

Она добавляет, что в России также произошла пенсионная реформа, в ходе которой там перешли с учета стажа на учет доходов как при расчете размера пенсии, так и при определении пенсионных прав. Действующий договор учитывает только стаж работы в обеих странах.

Вообще, по словам Лейли Ээнло, пенсии и стаж в России меньше, чем средние по Эстонии, так как Россия платит за свой стаж сама. И зачастую мы имеем дело с ситуациями, когда люди давно уже живут в России, но работали когда-то у нас еще будучи молодыми. Более высокие пенсии у тех, кто заработал пенсию в Эстонии, а потом уехал к детям.

Потерянные годы

Пока что текст договора ни для кого не доступен и сложно судить о том, какую пользу принесут правки. Однако юрист-правозащитник Мстислав Русаков считает, что до этого с каждым новым изменением пенсионное соглашение между Россией и Эстонией становилось только хуже в отношении тех, для кого оно существует, то есть непосредственно пенсионеров.

”Главное изменение, которое хотелось бы видеть, это учет военной службы. Сейчас ситуация такая, что, если человек служил в советской армии, этот стаж ему практически не учитывали. Чтобы стаж учитывался, человек должен был служить на территории Российской Федерации, тогда его берет в зачет Россия. Также человек мог быть призван на службу из Эстонии, тогда этот стаж учитывает Эстония. Но это касается только срочной службы”, — отмечает правозащитник.

Он объясняет, что, если это офицерская служба, например, то стаж не учитывается. Не идет в счет стажа, по российскому законодательству, и служба в Эстонии, на Украине, в Беларуси…

”А это могут быть многие годы! Если человек служил 20 лет, он получает военную пенсию, это совсем другое дело. А если он отслужил 19 лет, то военную пенсию не выслужил, и стаж может вообще пропасть, — обращает внимание Мстислав Русаков. — Например, человек служил в Афганистане. Эстония не учитывает этот стаж, потому что он не соответствует эстонским законам, а Россия не учитывает его, потому что это не территория России. Если это положение изменится, новый договор будет во благо”.

Юрист добавляет, что в самом договоре ничего не сказано о конкретном пенсионном возрасте, но, возможно, в связи с увеличением пенсионного возраста в России тоже стоит внести правки в договор.

Сами пенсионеры пока не в курсе

Что же думают сами пенсионеры, которые получают пенсию от России? Пора ли что-то менять в действующем сегодня пенсионном соглашении?

Нина Ивановна Павлова, блокадница, руководитель Таллиннского общества участников Второй мировой войны, получает пенсию по инвалидности от России как житель блокадного Ленинграда.

”С какими-либо проблемами я лично никогда не сталкивалась, от остальных тоже не слышала. Все, кому пенсии положены, получают их. Был один момент, когда одной блокаднице нужно было оформить определенные документы для получения пенсии, но он быстро решился, — рассказывает Нина Ивановна. — Сложно сказать, какие изменения следовало бы внести в пенсионное соглашение между Россией и Эстонией, потому что мы не сталкивались с какими-либо проблемами, связанными с текущим договором. Но как только текст соглашения с изменениями будет опубликован, мы с ним обязательно ознакомимся, чтобы быть в курсе”.

Поделиться
Комментарии