Уже весной 2018 года был выбран директор будущей гимназии, который приступил к исполнению своих обязанностей с 1 августа. Осенью появились в Postimees рейтинги школ и тут гимназия со 100% обучением на эстонском языке заговорила о том, что в новой гимназии не будет обеспечен такой же высокий уровень образования, как у них. В СМИ появился ряд статей на эту тему. Все чаще и чаще появлялись статьи, в которых высказывалось недовольство работой нового директора, сомнение в обеспечении качества образования и обращение к министерству образования с просьбой обеспечить в новой гимназии “eestikeelne kogukond” и высокий уровень образования. Тем временем директор провела ряд встреч с родителями, учениками, учителями и руководителями действующих гимназий. Везде речь шла о том, что в новой гимназии ученикам будет предложено учиться на выбор по двум программам: 100% обучение на эстонском языке и по программе 60%/40%.

Создание нового учебного заведения всегда работа не легкая. Но время шло, недовольство росло, и директор ушла в отставку, сославшись на состояние здоровья. Наконец представители министерства приехали в город, видимо, чтобы разобраться в сложившейся ситуации. В понедельник, 28 января, представители встретились с избранными группами, а уже во вторник в местных газетах появилась большая статья под заголовком: “Министерство: Кохтла-Ярвеская госгимназия будет эстоноязычной”. В статье “Завотделом школьной сети Министерства образования и науки Райво Труммал сказал вчера вечером “Северному побережью”, что в создаваемой Кохтла-Ярвеской гимназии поступающих в десятые классы будет ждать полностью эстоноязычное обучение. Этому предшествовали продолжавшиеся в течение дня встречи, чтобы протестировать эту мысль на месте”.

В статье, в частности, говорится: “Для тех кохтлаярвесцев, кто не хочет учиться в эстоноязычной гимназии, альтернативой станет расположенная в соседнем Йыхви госгимназия, где имеются две учебные программы — эстоноязычная и частично русскоязычная”.

Конечно, прочитав “наутро” такие заявления, русскоязычное население города, которое, по данным статистики, составляет 75%, было шокировано. Первые эмоции — нас обманули! Далее: как можно за ночь перевернуть все с ног на голову? А дальше вопросы посыпались как из рога изобилия.

Почему большую часть населения города лишили выбора?

Если эстонская гимназия хочет высокого уровня образования, как наличие программы 60%/40% может помешать им в этом? Мы тоже за то, чтобы образование наших детей было качественным.

Как возможно обеспечить наличие необходимого количества учителей, если: “на должности учителей будут принимать без исключения людей с очень хорошим знанием эстонского языка”? Ни для кого не секрет, что в Эстонии проблема с учителями, их не хватает. Кохтла-Ярве не исключение. А учителей с ОЧЕНЬ хорошим знанием государственного языка тем более найти трудно в этом регионе. Эстонские школы в регионе берут русских учителей, если они могут объяснять материал на эстонском.

Как дети, которых 9 лет постепенно готовили к переходу в гимназии на программу 60%/40%, в одно мгновение должны перейти на 100%? Господин Райво Труммал предлагает тем, кто не хочет учиться, отправиться в Йыхви. А почему дети должны ехать в другой город? Я понимаю, что в Эстонии, где почти в каждом уезде оставили всего по одной гимназии, так вынуждены ездить большинство учащихся, желающих получить гимназическое образование. Но ведь город заключал с министерством договор о наличии в городе гимназии, которая должна была обеспечить доступность образования по разным программам. Не боится ли господин Райво Труммал, что если все русские поедут в Йыхви, то сложится ситуация, когда в Йыхви гимназия будет переполнена, а в Кохтла-Ярве будет учиться 20% учащихся города? А ведь гимназию строят на 300 человек.

Тем, кто все-таки захочет учиться на эстонском, обещают поддержку. Может быть, русскоязычное население города и не было бы обеспокоено, если бы была представлена четкая и конкретная стратегия этой поддержки. Но пока только слова: “Те ученики, чей эстонский язык недостаточно хорош, должны получить разностороннюю поддержку”. Понимают ли в министерстве, что степень “недостаточно хорошести” у каждого ребенка будет разный? Будет ли эта поддержка осуществляться во внеурочное время, продлевая тем самым и так длинный учебный день гимназиста? Или это будет осуществляться на уроках? А как тогда будут чувствовать себя те дети, для которых эстонский язык является родным? Или все-таки “эстонцы” и “неэстонцы” будут учиться в разных классах? А тогда зачем огород городить? Почему нельзя оставить две программы и ученики при поступлении смогут выбирать по своим способностям и умениям? Потому, что ученики, родители и выпускники Ярвеской гимназии хотят учиться в “eestikeelne kogukond”?

Волнения были бы меньше, если бы перед вынесением вердикта представители министерства встретились не только с представителями эстонского общества, но и с представителями русского. Но этого сделано не было. Мнение 75% жителей не важно для приехавших в город представителей министерства?

Только, пожалуйста, не надо спекулировать на тему “вы живете в Эстонии и должны знать язык и соблюдать законы”. С этим не спорю. Да и мало кто из русскоязычного населения думает, что можно прожить и без языка. И по закону в гимназии должно преподаваться не менее 60% курсов на эстонском языке. И эта система работает.

Думаю, что вместо запрета на выбор программы стоило совместное усилие направить на поиск сильных кадров на обеих языках. Составить совместную программу, как обеспечить высокое качество обучения в новой гимназии для всех, независимо от выбранной программы. А при таком положении дел в гимназии будет нехватка кадров, а учителя из двух русских гимназий отправятся на биржу. И общество будет удивляться, почему в Ида-Вирумма такая высокая безработица.

Для успешной работы новой гимназии стоит составить совместную программу, как объединить “eestikeelne kogukond” и “venekeelne kogukond”, а не бояться друг друга. Чтобы русские хотели стать “eestikeelne kogukond”, нельзя принуждать и угрожать.

Очень часто слышу о том, что ученики русских школ хуже сдают экзамены, хуже показывают результаты в исследовании PISA. Здесь хотелось бы справедливости. Есть русскоязычные школы, в которых ученики показывают результаты выше среднего по Эстонии и в экзаменах, и в исследовании PISA. Так, может, дело не в языке, а в кадрах? Почему вывод только один: русские учатся плохо, потому что не на эстонском учатся? Давайте будем честными — качественное образование возможно только на родном языке.

Еще одно часто встречающееся мнение: русские — не конкурентоспособные. Покажите, пожалуйста, статистику: сколько закончивших “русскую” школу поступают в университеты страны (я уже молчу про зарубежные вузы), сколько из них получает высшее образование, сколько бросает учебу и, очень важно, по какой причине (язык, недостаточные знания, лень, другие причины), сколько, получив диплом, устраивается на работу, которая нравится. Только честную статистику.

Говорят, что программа 60%/40% не оправдывает себя. И тут тоже хочется конкретики и статистики. В прессе много дискутируют на тему: надо ли русским учиться 100% на эстонском языке, надо ли объединять школы. Безусловно, любой язык можно выучить лучше в среде носителей языка. Но в случае школ города Кохтла-Ярве учиться 100% на эстонском языке после 9 классов в русской школе — это из разряда научной фантастики. Детей надо было готовить к этому если не с 1 класса, то хотя бы с третьей ступени, с 7 класса. А перевернуть систему образования в языковом аспекте за один день в городе, где русское население составляет 75%, нельзя. Это психологическое насилие над детьми со стороны чиновников, которые твердят, что у нас хорошие дети, они со всем справятся. Да, справятся. Русские дети умные и сильные. Но какой ценой? Или важно знать язык и не важно, что при этом у тебя появляются нарушения здоровья?

Можете быть “за” или “против”, но, мне кажется, чтобы учиться на эстонском языке 100% надо или с садика начинать, или постепенно поднимать планку. Когда планка достигнет 100% можно тщательно продумать (к гимназической ступени или к университету), но не решать такой вопрос в отдельно взятом городе за “одну ночь”.

Вопросов много и бывает трудно все сформулировать так, чтобы донести до всех свои мысли. Возможно, не все проблемные вопросы затронуты, да это и не было целью. Знаю, что будут и сторонники, и противники того, о чем я попыталась поразмышлять. Но, думаю, чтобы не было таких переживаний и волнений, министерство образования должно продумывать каждый свой шаг и прежде, чем что-то объявлять в прессе, просчитать все свои действия, продумать все последствия и тогда наши дети будут высокообразованными не зависимо от того, на каком языке будут учиться.

Поделиться
Комментарии