Конкретных цифр, сколько человек ежегодно уезжает из Эстонии получать образование за рубеж, нет, так как отследить это крайне сложно. Но интерес к такого рода опыту действительно высок.

Например, на ежегодной выставке высшего образования, которая прошла в марте, в этом году побывало рекордное количество людей: около трех тысяч. По словам Екатерины Рожковой, директора информационного центра Baltic Council for International Education, организатора выставки, такая популярность обусловлена возможностью выбора из огромного списка факультетов.

Однако надо учитывать, что учеба за границей — это не только учебники и контрольные, но и быт, знакомства с новыми людьми и культурами, привыкание к другому темпу жизни и менталитету. Как справились с новыми условиями наши герои — узнаем из первых рук.

София: в Москву по квоте

Интерес к обучению в Москве возник у меня, когда я узнала о существовании специальных квот на получение бесплатного высшего образования по программе Россотрудничества и посольства России в Эстонии.

На мой выбор также повлияла детская мечта об огромном мегаполисе, где бурлит жизнь и время пролетает незаметно. Сейчас, оглядываясь назад, могу сказать, что жизнь тут действительно развивается очень динамично, и два года прошли очень быстро. К московскому темпу мне пришлось привыкать около полугода. Сейчас я ощущаю себя комфортно в этом городе.

Я поступила в Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, который считается одним из лучших российских вузов по выбранному мною направлению — менеджмент. В целом могу сказать, что не разочарована своим выбором, и действительность полностью соответствует моим ожиданиям. После окончания бакалавриата у меня есть два сценария: остаться в России, если получится найти достойную работу, или вернуться в Эстонию и попробовать открыть свое дело.

Андрей: Япония — детская мечта

Изначально я поступил в университет в Англии. Мне всегда хотелось жить за границей, и получение образования в другой стране — это первый шаг. После двух лет обучения в Брэдфордском университете у меня была возможность взять академический отпуск для обучения по обмену или для того, чтобы пройти практику. Я подумал, что такой шанс упускать нельзя, и решил поехать по обмену в Японию.

Я с детства мечтал побывать здесь и на протяжении нескольких лет учил японский язык.
То, что сейчас я нахожусь в Японии, не лишает меня статуса студента английского университета, и по окончании обучения я получу его диплом.

Самым сложным в Токио было привыкнуть к климату. В сентябре, когда я приехал, здесь очень жарко и влажно.

Люди в Японии редко говорят по-английски — это может стать еще одной сложностью. Если человек без знания языка попадает в беду, ему все приходится объяснять универсальным языком жестов. В Токио, за исключением некоторых магазинов, станций и кафе, очень мало бесплатных точек Wi-Fi, так что даже на онлайн-переводчик надеяться нельзя. К счастью, у меня таких проблем не было.

После обучения я планирую остаться за границей.

Эрика: Душанбе лучше Лондона

В последний год обучения в гимназии я стала всерьез задумываться о том, чтобы поехать учиться в Центральную или Западную Европу. Хотя я никогда не разделяла точку зрения о том, что ”в Эстонии делать нечего”, наверное, часть моего окружения, которая этой точки зрения придерживалась, косвенно повлияла на мое восприятие.

Я начала изучать международные отношения в британском университете Эссекса. У меня до сих пор противоречивые чувства о том периоде жизни в целом и об английском образовании в частности. Оно подразумевает много самостоятельной работы. Я считаю, что для продуктивной учебы в Великобритании нужно очень четко понимать, какую специальность ты хочешь изучать и зачем тебе все это нужно.

Хотя я искренне интересовалась темами международных отношений, недостаток опыта изучения социальных наук, непре-дусмотренного системой эстонского гимназического образования, давал о себе знать. Западноевропейские студенты зачастую казались более подготовленными.

Тем не менее, университет я окончила хорошо и даже поступила в магистратуру в Лондонскую школу экономики, которая входит в десятку самых престижных вузов мира. Н со стипендиями для этого все оказалось сложнее. Образование стоит около 15 тысяч евро в год в зависимости от программы. К тому же жизнь в Лондоне обходилась бы недешево.

У меня была возможность взять учебный кредит или занять деньги у родителей. Но чем дольше я рассматривала эту возможность, тем больше мне казалось, что 15 тысяч евро — плата за название престижного учебного заведения в моем CV.

К счастью, я своевременно подала документы в Копенгагенский университет. Как ни странно, поступить в датский вуз оказалось сложнее, чем в Лондонскую школу экономики. Но меня приняли, и я направилась в Копенгаген, который также привлекал своей велосипедной культурой, либеральностью и уютными улочками.

Частью моей магистерской программы было прохождение практики. Мне удалось устроиться на оплачиваемую практику в довольно крупной немецкой неправительственной организации Welthungerhilfe, которая предлагает подать документы на практику почти в любую страну, где у них есть проекты.

Меня давно интересовала культура бывшей Персидской империи, а также постсоветское пространство. Поэтому из списка стран, в которых представлялась возможность работать, сразу приглянулся Таджикистан. Сейчас я работаю над проектом, который обеспечивает доступ к электроэнергии в отдаленных горных кишлаках Таджикистана посредством солнечных панелей и гидроэлектростанций, а в свободное время хожу в горы и путешествую по стране.

Когда я говорила знакомым из Эстонии о том, что на время переезжаю в Таджикистан, на меня зачастую смотрели большими глазами, в которых читалось: ”И стоило учиться в богатой Европе, чтобы теперь вот так вот…”. На самом деле в Таджикистане такая же жизнь, как в других странах. Люди дружат, работают, ходят в гости и на прогулки, чем-то увлекаются. Мне, например, намного комфортнее в Душанбе, чем в Лондоне.

Антон: Австрия как замена Англии

Честно говоря, я сам до сих пор остаюсь в шоке от того, что поступил в университет именно в Вене. В средней школе я начал учить немецкий и поэтому хотел после окончания гимназии поступать в Германию. Но там я не нашел интересующей меня программы (биология).

В агентстве, которое занимается помощью абитуриентам при поступлении за границу, мне предложили Англию. Этот вариант мне понравился, и я начал готовиться: отправил заявление на поступление, на кредит, сдал IELTS (экзамен по английскому языку — прим. Ред.).

Но, когда я получил ответы от всех университетов и даже выбрал тот, в котором хочу учиться, родители сказали, что не хотят отпускать меня в Англию. Они объяснили это тем, что там все очень дорого и она далеко от Эстонии. Мне было сказано: либо я остаюсь в Эстонии, либо поступаю в Германию или Австрию.

В Австрии мне приглянулся один курс, на котором я, собственно, сейчас и учусь. Я подал заявление на поступление, а параллельно с этим отправил документы в Тарту. Это был мой запасной вариант.

На вступительном экзамене в Вене нам сразу сообщили, что все абитуриенты приняты, так как поступающих оказалось меньше, чем свободных мест на курсе.

Скорее всего, в Эстонию я не вернусь. После бакалавриата я хочу поступить в магистратуру, возможно, в том же университете. Также университет предоставляет помощь в поиске работы в Австрии после получения диплома. Грех этим не воспользоваться.

Михаил: в Германии много бюрократии

Изначально я рассматривал англоязычные страны, например, Великобританию. Но высшее образования там платное, а кредит мне брать не хотелось. Поэтому я остановился на Германии — стране с почти бесплатным высшим образовании хорошего качества. Я поступил в университет Мангейма на факультет экономических и правовых наук.

Для поступления в немецкий вуз необходимо владеть немецким на уровне С1. Я начал учить язык в десятом классе, и мне потребовалось около четырех лет, чтобы достичь необходимого уровня.

Мне было сложно привыкнуть к бюрократии после Эстонии. Даже простое открытие счета в банке было довольно неприятным опытом. Еще один непростой момент был связан с общением. Изучая немецкий язык, я общался на нем, в основном, с учителями, а не с носителями языка. Поэтому сначала при общении нередко возникала пауза, во время которой мне приходилось осознавать, что мне сказал мой собеседник. Это также сказывалось на лекциях, когда приходилось очень сильно вслушиваться в речь лектора, чтобы понять суть.

Я рассматриваю вариант возвращения в Эстонию после университета. Но также не отметаю других вариантов: можно остаться в Германии или переехать в другую страну.

Никита: в Калифорнии хорошо, но в Европе лучше

После школы я без долгих колебаний отправился изу-чать информатику в Эдинбургский университет в Шотландии.

Когда я приехал в Эдинбург, я не знал города, у меня не было жилья (я отказался от университетского общежития из-за высокой стоимости) и не было знакомых, так что вначале мне пришлось нелегко. Но большинство студентов на моем факультете были выходцами из Восточной Европы. Так что я быстро обзавелся друзьями, которые были похожи на меня и которые имели схожие причины покинуть свою страну и уехать учиться за рубеж.

На втором курсе обучения мне предложили возможность принять участие в программе обмена и отправиться в любой из университетов-партнеров на следующий год учебы. Выбор был большой: и Европа, и Азия, и Австралия, и Северная Америка.

Я решил отправиться в Калифорнийский университет в Ирвайне, который находится в нескольких часах езды от Кремниевой долины (учитывая мою специальность, этот факт тоже сыграл свою роль).

Высшее образование в США отличается от английской модели. Здесь будто снова вернулся в школу: постоянные домашние задания, проверочные работы, тесты, проекты — никакой независимости. Но сама жизнь в Калифорнии меня очень радует, постоянно хорошая погода, рядом с домом множество пляжей, много красивых мест для путешествий и походов, люди дружелюбные.

В то же время здесь очень высокая стоимость жизни, большой акцент на материализм и покупку вещей, что мне совсем чуждо.

После года обмена в Калифорнии я должен вернуться в Шотландию. Не думаю, что хотел бы переехать в Калифорнию насовсем. По-моему, жизнь в Западной Европе более полноценная и дает больше возможностей. Планирую подавать документы в докторантуру в Швейцарии. Желания вернуться в Эстонию у меня не возникает.

Анастасия: в Дании ощущала дискриминацию

Я хотела уехать куда-нибудь, чтобы быть поближе к Эстонии. Подавала документы в Финляндию, но мне не хватило баллов. Заодно пробовала поступить в Данию, но это было скорее для галочки. И вот летом пришло письмо из университета, что меня взяли, и надо было ответить на него в течение суток. Весь тот день я мучилась от сомнений, но когда папа спросил меня, а не слабо ли мне все бросить и уехать учиться, я поняла: не слабо! Так я оказалась в Орхусском университете.

Самая первая проблема была с жильем. Комнаты в общежитиях разбираются за полгода до начала учебы. Снять квартиру там очень дорого. Например, комната в четырехкомнатной квартире будет стоить 600–700 евро в месяц.

Я решила, что хочу жить отдельно от всех, и в итоге за первый месяц отдала шесть тысяч евро: три тысячи — залог, тысячу за текущий месяц и еще две за следующие два месяца. Это при том, что я жила в деревне — полтора часа езды до университета. На транспорт уходило 150 евро в месяц.

В университете я чувствовала дискриминацию. Образование там бесплатное, но за учебники надо платить — в среднем 70 евро за штуку. Мой курс был на английском языке, но при этом у нас был предмет, материалы к которому имелись только на датском. Перед экзаменами для датчан устраивали курсы, на которых они решали задания, почти идентичные тем, что потом были на экзамене. Мне кажется, это делалось, чтобы отсеивать иностранных студентов.

Во втором семестре я стала думать о возвращении в Эстонию. Так и поступила. Сейчас учусь в Эстонской бизнес-школе, где мне засчитали предметы, которые я уже сдала в Дании.

За год, проведенный вне дома, я стала намного самостоятельнее и увереннее.

Поделиться
Комментарии