На этой неделе прошло первое чтение Законопроекта об изменении уголовного кодекса и закона об иностранцах. Это значит, что мы сделали еще один внушительный шаг навстречу ратификации Стамбульской конвенции: мы постепенно согласовываем эстонское право с требованиями конвенции. Когда документ будет ратифицирован, наши женщины будут чувствовать себя более защищенными.

Поправки, которые прошли первое чтение, криминализируют навязчивое преследование женщин, женское обрезание и принудительный брак. Кроме того, в уголовном порядке будет наказываться покупка секс-услуг у жертв торговли людьми. Но что же еще нужно изменить в наших правовых нормах, в нашем отношении и в наших взглядах?

Если кто-то буянит в баре, кафе, в зале ожидания вокзала или в общественном транспорте, то его попросят удалиться или просто выгонят, при необходимости вызовут на помощь полицию. Заядлых нарушителей спокойствия в следующий раз могут и во все не впустить.

Однако если насилие происходит над членом семьи, то именно у жертвы есть возможность ”удалиться” — например, пойти в приют. Насильник же возвращается домой через 48 часов, где снова может продолжить свои злодеяния и ”наказать” своего сожителя за вызов полиции. Или же просто будет смотреть телевизор.

Почему жертва должна уходить из дома и вместе со своими детьми искать убежище, а злодей спокойно продолжает там жить? Если дети становятся свидетелями насилия, то это является прямым насилием над ними же. А теперь представьте, каким же шоком и травмами оборачивается для них побег из дома?

Полиция должна удалить из дома именно насильника, запретить ему туда возвращаться и хотя бы на пару недель установить запрет на приближение к своему семейству. Жертве же нужно обеспечить безопасность дома, оказать психологическую и юридическую поддержку. Также нужно вести работу и с преступником.

Чтобы такая система работала, необходимо, чтобы сотрудничали полиция и центры по оказанию опорных услуг. Устранение насильника из дома, а также длительный так называемый ”период охлаждения” успешно практикуются в Австрии, Германии, Испании, Чехии, Словении, Голландии, Швейцарии и Латвии. Конечно, у жертвы есть и право пойти в приют, если она не уверена в своей безопасности.

Кроме того, уже в ближайшем будущем мы должны добиться того, чтобы профессиональная помощь была обеспечена тем женщинам, которые страдают от психологического и сексуального насилия со стороны своего партнера. Так мы сможем соответствовать требованию Стамбульской конвенции: защитить всех жертв от любых последующих актов насилия.

Понятное дело, что в предотвращении насилия против женщин огромную роль играют профилактическая и информационная работа, чтобы изменить отношение и мышление многих мужчин. Досадно, но много тех, кто считают насилие над женщинами ”псевдотемой”.

Некоторые даже пытаются оправдать поступки насильника: часто причины ищут в детстве преступника, обвиняют его строгих родителей или плохих друзей…

Если человек попался на воровстве, то ведь никто не обвиняет продавца в том, что он слишком соблазнительно расставил свой товар. В случае же насильника очень часто мы слышим, что женщина его ”журила”, ”доставала”, ”пилила”, то есть сама и спровоцировала.

По всей видимости, именно поэтому 42% мужчин считают, что женщины могли бы избежать насилия, если бы держали рот на замке. Каждый шестой-седьмой мужчина считает, что женщины сами провоцируют мужчин на насилие, чтобы потом заслужить сочувствие. Послушайте, кто же хочет быть униженным, оскорбленным, кто хочет слушать угрозы и быть избитым ради того, чтобы вне стен дома кто-то потом просто посочувствовал?

Проблема насилия над женщинами очевидно раздражает, так как часто разговоры на эту тему прерываются репликой в стиле: ”мужчины тоже жертвы”, ”почему о них никто не говорит?” Да, бывает…

Например, в 2014 году опросили 2000 мужчин. Выяснилось, что шесть из них подвергались насилию в семье. В то же время каждый десятый признал, что сам бывал жесток.

Эти жестокие мужчины прибыли к нам ни от куда-нибудь с Марса — они выросли в нашем обществе. Так что нам было бы неплохо договориться, как же научить мальчиков, юношей и мужчин тому, что насилие и мужественность не идут бок о бок. Общество, наконец, должно понять, что домашнему насилию и насилию над женщинами нет никакого оправдания.

Поделиться
Комментарии