”Вот не дай бог никому столкнуться… Есть такое право у человека — стать попечителем у инвалида. По закону, человеку, у которого тяжелая или глубокая степень инвалидности, полагается социальный помощник, которым может быть в первую очередь родственник.

Столкнулись мы с этим. Какая же это волокита! — делится в сообществе ”Книга жалоб” в Facebook Анна Купцова из Таллинна. — Инвалид — пожилой человек, ходит сам, но плохо соображает, не может посетить врача, вызвать скорую, пользоваться газовой плитой, мыться и так далее”.

Без права на работу

Женщина жалуется, что вначале пришлось два месяца ждать решения Департамента социального страхования, письмо так и не пришло. Но в интернете удалось посмотреть результат — человеку поставили среднюю степень недостатка здоровья.

”С этим поперлись в управу, дали заявление заполнить. Заполнили дома, бабульку уже не потащили с собой. Принесли заполненное заявление, не понравилось — мелко написано. Принесли снова — мало написано. В третий раз — где сам инвалид? Короче, мотылялись, мотылялись… Такое чувство, ждали — помрет бабка, — жалуется Анна. — Попечитель не имеет права работать, стоять на бирже. Придирались — почему у вас столько российских виз, сможете ли вы достойно ухаживать за старушкой? Домой к ней приходили с инспекцией… Дали! Дали право опекать. И пособие — 15 евро! Это издевательство? Как можно жить на 15 евро, не работая? Знакомой дали 25! У ее отца нет обеих ног и парализованная бабушка”.

Аналогичная ситуация с пособием и у Ольги, матери Ирины Куприяновой, о которой писала ”МК-Эстония”. В процессе подготовки к процедуре ЭКО что-то пошло не так, и в итоге девушка впала в кому. Ей удалось выжить, но сейчас без помощи матери, которая постоянно рядом, Ирина обойтись не в состоянии.

Ольга — официальный опекун дочери. Она не имеет права работать, не имеет права стоять на бирже труда и в качестве попечителя получает пособие — 25,57 евро. Максимально возможная сумма для данного вида пособий. Единственный бонус, который дается опекуну, — медицинская страховка от Больничной кассы, но на нее никого не накормишь и счета за квартиру не оплатишь.

Что в Таллинне, что в Вильянди

”Тяжесть инвалидности дается на пять лет, недавно мы ее продлевали. Но никто не сказал мне, что надо продлевать и опекунство. Я попала к врачу, и внезапно выяснилось, что страховки у меня нет, потому что опекунство надо было продлить, и в итоге пришлось платить из своего кармана”, — рассказывает Ольга.

Женщина не имеет права работать. Весь доход их небольшой семьи — пенсия Ирины, 318,70 евро в месяц, за которую Ольге необходимо постоянно отчитываться, плюс еще 53,70 евро, которые даются на памперсы и салфетки.

При этом полностью оплачивать из этих денег коммунальные платежи, расходы на бензин для поездок с Ириной в больницу Ольга попросту не имеет права, половину расходов она, по закону, должна покрывать из своих денег. Вопрос только из каких? Ведь двадцать пять евро — единственный разрешенный доход матери.

Пособие опекуна, которое официально называется попечительским пособием, назначается городской властью, и в каждом городе эта сумма разнится. Например, в Таллинне, если опекун ухаживает за человеком с глубокой степенью нарушения здоровья, это 25,6 евро, если за человеком с тяжелой степенью — 15,4 евро. Аналогичные со столичными суммы пособия в Вильянди — 25,57 евро и 15,34 евро соответственно.

В Нарве размер попечительского пособия составляет 26 евро в месяц. И, естественно, одним из главных условий выплаты пособия является то, что попечитель не работает и не учится по стационарной форме обучения.

В Раквере человеку, являющемуся попечителем инвалида с глубокой степенью нарушения здоровья, выплачивается пособие в размере 52 евро, с тяжелой степенью — 31,20 евро. В Тарту ставка попечительского пособия составляет 39 евро, но размер выплат зависит от попечительских нужд подопечного: 60% — 23,40 евро, 100% — 39 евро, 170% — 66,30 евро.

Денег нет

В Таллинне для установления попечительства и назначения попечителя в отдел социального попечения районной управы по месту жительства необходимо представить соответствующе оформленное письменное ходатайство.

Заведующий отделом социального попечения или его заместитель принимают решение о назначении попечительского пособия или отказе в его назначении в течение одного месяца после представления ходатайства, либо дополнительного документа, либо дополнительных данных, либо по истечении срока их подачи.

Главный специалист таллиннского Департамента социальной помощи и здравоохранения Леэло Кукк объясняет, что размер попечительского пособия назначает город, исходя из имеющихся финансовых ресурсов.

”Я понимаю, что сумма совсем небольшая. Каждый город устанавливает ее самостоятельно, и зависит это от того, сколько у города денег. Пока я не могу сказать, когда будут пересмотрены размеры пособий, — говорит Кукк. — Однако у того, кто нуждается в помощи, есть различные возможности получать ее от социального отдела в виде других пособий. Кроме того, если это оформлено через социальную комиссию, то попечитель может работать, при условии, если эта работа не вредит уходу за больным. То есть это может быть работа на дому или неполный рабочий день”.

Тем не менее, сложно представить, какой работодатель согласится нанять на работу человека на несколько часов в день, учитывая, что при первой необходимости этому человеку нужно будет отлучаться для заботы о больном А если учесть то, что попечитель будет периодически сопровождать опекаемого на процедуры, ездить на реабилитацию и заниматься другими не менее важными делами, то на работу в обычном понимании у него не останется ни времени, ни сил. Ведь постоянный уход за инвалидом — это и так работа.

Поделиться
Комментарии