Вместе с резервистами этих полков непосредственно у четвертого энергоблока станции, в городе Припять и 30-километровой радиоактивной зоне работало свыше двух тысяч человек из Эстонии.

"Мы спасали мир, а мир положил на нас с дозиметром", — говорят эстонские чернобыльцы. Они 26 лет назад, далеко не по своей воле, были брошены в радиоактивное пекло для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции.

Сегодня эстонские ликвидаторы наделены некоторыми льготами. На пять лет раньше на пенсию могут уходить все. Другими же льготами обладают лишь те, кто является гражданином Эстонкой Республики, но только по рождению, а не по натурализации.

Льготы такие же, что получают в Эстонии репрессированные. Например, они могут один раз в год бесплатно сходить в театр "Эстония". В свое время чернобыльцев приравняли именно к этой категории льготников. Таллинн, Нарва и Кохтла-Ярве решили дать ликвидаторам свою льготу — они могут бесплатно ездить на автобусах городских маршрутов.

Россия, ставшая преемником Советского Союза, по отношению к гражданам РФ применяет свою Конституцию выборочно. Несмотря на 19 статью, гласящую, что все граждане Российской Федерации пользуются одинаковыми правами независимо от места жительства, единовременное денежное пособие могут получать только ветераны Чернобыля, зарегистрированные на территории РФ.

23 нарвских ликвидатора в стремлении оформить себе законную регистрацию на территории России, попали в руки мошенницы, и теперь Пенсионный фонд РФ требует от них вернуть образовавшуюся переплату. Именно в пользу Пенсионного фонда к нынешней годовщине Чернобыля принял такое решение мировой суд Ивангорода, на территории которого нарвских ликвидаторов "зарегистрировала" мошенница.

Чернобыльцы не согласны с тем, что Пенсионный фонд предъявил иск им, а не мошеннице, и обжалуют это решение в вышестоящей судебной инстанции РФ.

Владимир Гордиенко — юрист организации чернобыльцев из Санкт-Петербурга, представляет интересы нарвских ликвидаторов в суде. В радиоактивной зоне он занимался радиационной разведкой и дезактивацией непосредственно на аварийном энергоблоке. Его персональная доза составила 24,98 бэр. В канун 26 годовщины Чернобыля он рассказал Delfi о том, как относятся к ликвидаторам в самой России.

"Также несправедливо, как и в Эстонии. Мы имеем те же самые проблемы. Не назначает выплаты Пенсионный фонд, когда положено. Нам приходится тоже судиться", — сказал Гордиенко.

Сегодня нарвские ликвидаторы придут к мемориальной доске, открытой год назад на здании бывшего горвоенкомата, откуда их отправляли в Чернобыль, возложат на нее цветы. Но с ними уже не будет их бывшего руководителя — Анатолия Печерицы. Его сердце в канун Нового года разорвалось от переживаний за своих товарищей, которых, благодаря мошеннице, ошельмовали на старости лет. И оттого, что кроме них самих, ликвидаторы оказались никому не нужны. Ни России, ни Эстонии, ни всему остальному миру, который они спасали от радиации.

Фото Евгения Капова.
Все снимки — в альбоме Delfi.

Поделиться
Комментарии